Перейти к содержанию

Какие районы Украины наиболее доходные?

нефть Лишь 6 областей Украины могли бы просуществовать на самообеспечении.

Когда в процессе демонтажа баррикад на Московской улице Евангелической журналист «Инвестгазеты» старался побеседовать с работниками «Беркута», те в ответ утверждали: «Мы не хотим вас слушать, вы нам зарплаты все равно не платите — вы все из льготных восточных районов».

Это заявление — не свое открытие милиционерских полит-руков. Тезис о том, что западные районы Украины питают восточные, не раз повторяли очень многие представители власти, начиная от градоначальника Донецка Александра Лукьянченко и заканчивая экс-министром социальной политики импорта всего лишь несколько выше в приграничных областях из-за длинного автотранспортного плеча). А в общем налоги на ввоз на самом деле оплачивают конечные покупатели — умеренно по всей стране. Впрочем, из данной картины, в любом случае по большим покупкам вроде авто, отбиваются Киев и прочие большие города (например, это касается импорта авто). А на совместную иллюстрацию расположения средств это оказывает влияние несущественно.

А вывозные пошлины, согласно заявлению главы Центра рыночных реформ Владимира Ланового, на госбюджет вообще не оказывают влияние: они идут лишь на изделия из кожи, металлолом и несколько прочих небольших товарных групп. А скоро Украина взяла на себя обязательства упразднить и эти платежи.

Кормильцы

За минусом импорта Украину на самом деле «питают» 3 области: Харьковская, достающая нефть и газ, Днепропетровская, где достается стальная руда, и в особенности Полтавская, в которой развита добыча и того, и иного, и 3-го. Они обеспечивают расчет существенными суммами процентных платежей и платы за использование недрами.

К слову, Владимир Лановой подчеркивает, что Полтавская область кроме того считается лидером по генерированию дополненной стоимости. Размещенные на ее территории предприятия нефтепереработки, машиностроения и другие были сконструированы сравнительно не так давно — почти все они сохранили трудоспособное изготовление с русских пор.

Помимо этих 3-х областей, «в плюс» в 1-м полугодии работали только Сумская, Черкасская и Львовская, а у Ровенской прибыли и затраты почти одинаковы. А тут, как понятно из расчетов, отличные итоги объясняются не столько большим уровнем генерируемых заработков госбюджета, сколько относительно невысоким размером помощи из центра с расчетом на душу населения.

Нерентабельные

В отличии от нефти, газа либо руды, добыча угля в Донбассе прибыли расчету не приносит — процентные платежи не взимаются ввиду убыточности области. Напротив, правительство раз в год теряет по 12-14 млн. гривен. на помощь угольщиков, в основном компенсируя разницу между стоимостью реализации угля и его себестоимостью. Любопытно, что аналогичная совокупность выйдет, если уложить негативное сальдо расчетов с госбюджетом 9-ти восточных и южных областей.

Угольные дотации составляют примерно 30% всех поступлений из госбюджета в Донецкую и Луганскую области. А даже если их не рассматривать, эти районы остаются основательно льготными. Прежде всего, в последние годы сюда двигаются большие вложения по разным «проектам федерального значения» вроде возведения дорог. Во-вторых, налоговые ведомства в особенности балуют к Донбассу. За исследуемое семестр в госбюджет из Донецкой области поступило 6,7 млн. гривен. налога на дополненную стоимость, а компенсировано было 8,7 млн. гривен. Это безоговорочный рекорд для всех районов.

В то же самое время с расчетом на душу населения дотационность Донбасса меньше, чем у определенных восточных областей — подобных, к примеру, как Закарпатская, Тернопольская, Волынская и Ивано-Франковская. Тем не менее, только в последнем районе негативное сальдо обосновано существенными дотациями, покрывающими невыгодность региональных ассигнования по предохраненным публикациям, к примеру — получкам.

Крайне своеобразные характеристики у Киева. С одной стороны, город создает около 40% заработков госбюджета (без учета таможенных), так как тут зарегистрированы и выплачивают налоги очень многие российские предприятия. С иной, субвенции и дотации на исполнение функций столицы, целевые платежи на сооружение метро, мостов и дорог, и ассигнования множественным экономным компаниям с лихвой перекрывают попадания и превращают Киев в самый дотационный район из оцениваемых 20 6.

Чтобы получали сами

Дотирование одних районов с помощью прочих — стандартная для мировой практики картина. «Украина — единое правительство, следовательно, для него совершенно нормально регулярное расположение ресурсов между регионами», — поясняет Олег Устенко, директор Интернационального фонда Блейзера.

Впрочем, здесь есть одно «а». Все дело в том, что почти в мире экономные дотации нацелены на то, чтобы натянуть экономику подавленных районов и в дальнейшем снизить их необходимость в дотациях. К примеру, в Мексике денежные средства по традиции получали индустриальные и нефтедобывающие районы, внимательные на западном побережье и около Мехико. А в заключительные 2 десятилетия огромная часть финансовой помощи из центра системно посвящалась в формирование аграрного хозяйства и туризма — это крайне помогло стране, когда федеральный нефтедобывающий раздел 3 года назад оказался на грани кризиса.

На Украине все происходит с точностью до напротив. За необычным исключением размер дотаций устанавливается не скелетными проектами, а безотлагательной общественно-политической конъюнктурой. Простой образец: согласно заявлению Олега Устенко, когда его ресурс вел подобное изучение в 2010 году, итоги были абсолютно другими: дотации из госбюджета с расчетом на душу населения были максимальными в западных областях. И предельными — в восточных, кроме всего лишь Львовской.

Целиком освободиться от дотационности невозможно. Снизить дотации и предоставить повод к формированию экономики могла бы децентрализация расчета. В любом случае, зонам не надо было бы сначала посылать огромную часть собственных заработков в центр, чтобы затем ждать их возвращения. «Вести данную реформу необходимо. А лишь равномерно, формируя поводы для того, чтобы области обучались зарабатывать больше, так как заслуженные денежные средства останутся в их постановлении», — поясняет Владимир Лановой. Согласно его заявлению, во всемирной практике регионам оставляют как правило как раз те налоги, которые взимаются на местах. В то же самое время платежи, исполняемые в расчет при ввозе, к примеру, завезенные из других стран пошлины либо акцизы, идут в главную казну.

За прошедшие 20 лет такие планы сотни раз обсуждались в ВР. Но ни один из них не дошел даже до 2-го чтения. Что логично. Так как когда средства движутся вначале из района, а затем в район, на подобном «перемещении» всегда можно хорошо заработать. Также, такое «перемещение» — неплохой аппарат специального наблюдения районов центром. Как бы там ни было, в процессе заключительных возражений премьер Анатолий Азаров разрешил себе напрямую грозить блокированием выплат Госказначейства восточным зонам, если те продолжат митинги неповиновения.